Как «попасть точно в цвет» при печати серого цвета

08 апреля 2021

Заявка на расчёт

#секреты печати

Одной из главных задач полиграфии остается получение предсказуемого цветовоспроизведения. Это еще называется попасть в цвет при печати, добившись совпадения начального замысла с конечным результатом на оттиске. Попробуем разобраться в некоторых особенностях печати серого цвета.

Для современного общества цвет — важная форма коммуникации, это способ символизировать мысли и идеи, поэтому большинство дизайнеров и брендов используют язык цвета для взаимодействия и связи с потребителем.

Как избежать проблем с цветом: советы дизайнеру

Пожалуй, единого решения проблем с цветом не существует. Однако есть общее направление, которое поможет избежать грубых ошибок еще на этапе допечатной подготовки макета.

Цветоделение и баланс по серому: ключевые моменты

Более подробно рассмотрим цветоделение и баланс по серому. Серым балансом (gray balance) называются пропорции триадных красок, которые при смешивании дают в печати нейтральный цвет. Эти пропорции служат неким «средним» значением и подходят далеко не для всех печатных красок и бумаг и параметров растискивания и условий печати в целом. Ни для кого не секрет, что процесс печати сопровождается уходом цвета в ту или иную сторону относительно начальных значений.

Именно поэтому схема цветоделения, которая подразумевает использование трех красок CMY, практически никогда не используется. Вместо этого при цветоделении применяется частичное или полное замещение серой компоненты CMY-красок черной краской, которая в печати будет нейтральной.

Одним из наиболее трудных для воспроизведения обычно оказывается именно составной серый цвет. Предположим, что мы печатаем какое-либо изображение, которое содержит большие области нейтрального серого цвета, составным серым цветом, то есть некой комбинацией красок cyan/magenta/yellow/black. 

как попасть в цвет при печати серого цвета

© Dan Meyers, Unsplash. Оригинал изображения. Тип цветоделения: GCR/Light. На горе преобладают нейтральные оттенки. Изображение потенциально подвержено искажению цвета при «плохой» печати.

Очевидно, что в случае больших отклонений по растискиванию изображение после наложения всех красок уже не будет серым.

Схема цветоделения GCR (Gray Component Replacement) одна из наиболее применимых на практике и подразумевает частичную или полную замену серой компоненты цвета изображения на единственную черную краску. Например, на участках изображения, содержащих плотности цвета 10/7/7/0 в Cyan/Magenta/Yellow/Black соответственно. Очевидно, что при полной замене серой компоненты на идентичное по цвету количество черной краски цвет будет вести себя более стабильности при печати. Чтобы исключить сопутствующую проблему — возможное появление серых «дыр»в нейтральных тенях из-за сильного вычитания красок CMY, когда из-под черной краски могут появляться серые «дыры», — лучше применить схему цветоделения, где идет управление уровнем генерации черной краски. Так возможно регулировать вычитание триады из под композитного черного или серого цвета.

Составной или композитный серый цвет один из наиболее трудных для воспроизведения.

Таким образом, при печати изображений, где большая часть рисунка содержит нейтральные или околонейтральные области, следует применять большую степень генерации черной краски, как на оригинальном изображении выше.

Это позволит изображениям выглядеть в печати более стабильно даже в том случае, если отклонения по разным краскам в печати — по плотностям, растискиванию и колористике — будут весьма значительными. Например:

Имитация плохой печати

Имитация «плохой» печати. Тип цветоделения: GCR/Light. Отклонение от номинального растискивания по печати составляет +5% для cyan, +12% для magenta, −7% для yellow.

В рамках Adobe Photoshop существуют несколько стандартных схем цветоделения, и генерации черной краски в частности. По умолчанию стоит Medium — это значит, что черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 20% и выше. Есть и Heavy, когда черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 10% и выше. И применяя схему цветоделения GCR/Heavy, мы можем получить более стабильный вариант цвета изображения, который получается лучше при печати даже в самых плохих условиях. Сравните: 

Имитация плохой печати с отклонениями по растискиванию

Оптимизированный под «плохую» печать вариант первого изображения. Тип цветоделения: GCR/Heavy. Значения отклонения растискивания по различным краскам — из предыдущего изображения. В результате при печати получаются более приемлемые цвета.

Вместо заключения 

Итак, мы рассказали, как на стадии допечатной подготовки изображений можно максимально приблизиться к попаданию в цвет. О том, как важно готовить макеты на откалиброванных профессион альных компьютерах, потому что что в CMYK важную роль играет соотношение красок, а не то, как мы видим на мониторе. Безусловно, для более предсказуемого результата необходима цветобпроба, она сокращает риски. Мы советуем делать ее во всех случаях, когда есть сомнения.

Хотя 100% гарантии не даст ни цветопроба, ни даже краски Pantone. В последнем случае можно ошибиться с толщиной слоя и тоже получить другой оттенок. Важно не упускать из виду свойства и особенности бумаги, на которой планируется печать. В действительности же процесс получения нужного оттенка — это всегда комбинаций очень многих составляющих, начиная с опыта квалификации и печатника и настроек конкретной печатной машины, и заканчивая краской, увлажнением и бумагой.