Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Апр  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
26 марта 2017
Аналоговая цветопроба (растровая цветопроба) — цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ (как правило, для офсетной и высокой печати) перед печатью издания. Акклиматизация бумаги— процесс приведения влажности бумаги в равновесное состояние с влажностью воздуха в помещении. Простейший способ акклиматизации — выдерживание распакованной бумаги на стеллажах непосредственно в печатном цехе сроком не менее суток. Нормальной как для бумаги, так и для человека считается влажность от 40 до 60%. Биговка — процесс нанесения прямолинейных углублений — бигов (их еще называют бороздками или канавками). Биговка выполняется, если есть вероятность повредить нанесенное изображение путем обычного сгиба; она защищает место сгиба от растрескивания красочного слоя, придавая печатной продукции более аккуратный вид. Брошюра — книжное издание объемом от 6 до 48 страниц в мягкой обложке в виде нескольких сброшюрованных и скрепленных листов печатного материала. Брошюровочно-переплетные процессы — завершающие полиграфическое производство процессы, которые превращают отпечатанные листы в покрытое обложкой издание, брошюру, журнал или книгу в обложке или переплете, включают в себя фальцовку, подборку, шитье блока или клеевое скрепление книжно-журнальных тетрадей, крытье обложкой и др. Бумага — материал в виде тонкого листа (толщина 4-400 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой. В зависимости от способа изготовления и последующей отделки выделяют огромное количество сортов бумаги. В процессе производства бумага протягивается через бумагоделательную машину, в результате чего бумажные волокна, располагаясь беспорядочно, все же имеют некоторое выделенное направление (вдоль движения). Направление волокон играет огромную роль в печатных и переплетных процессах. Бумага лучше сгибается и рвется вдоль основного направления волокон. Бумага газетная — бумага, предназначенная, главным образом, для печати газет. Газетная бумага состоит в основном из механической древесной массы (не менее 85%), отчего достаточно быстро желтеет, стареет, становится ломкой. Один из самых дешевых видов бумаги. Бумага дизайнерская — принятое в полиграфии обобщающее название класса бумаг со следующими характеристиками:
  1. кроме белого цвета, существуют в нескольких цветовых вариантах (иногда — только в них);
  2. существуют как в гладком исполнении, так и в тисненом (иногда — только в тисненом);
  3. весьма дороги по сравнению с писчими и мелованными бумагами. Такие бумаги используются главным образом для изготовления представительской продукции (папки, бланки, визитные карточки, обложки проспектов, годовые отчеты и т.д.).
Бумага мелованная — бумага, состоящая из слоя бумаги-основы и нанесенного на него с одной или обеих сторон одного иди нескольких покровных меловых слоев, которые придают бумаге высокую гладкость и белизну. Существует два вида мелования: глянцевое и матовое. Обычная шкала плотностей: 90, 115, 130, 150, 170, 200, 225, 250, 300 г/кв.м. Мелованная бумага обычно используется для печати многокрасочных изданий, рекламной и представительской продукции. Бумага офсетная — бумага без покрытия, применяется для печати иллюстрированных изданий (как однокрасочных, так и многокрасочных), журналов, книг, газет. При производстве этой бумаги используется поверхностная проклейка — нанесение на поверхность бумаги тонкого слоя проклеивающих веществ для обеспечения высокой прочности поверхности бумаги, предохраняющей ее от выщипывания отдельных волокон липкими красками, а также для уменьшения деформации бумаги при увлажнении, что необходимо для обеспечения точного совпадения красок в процессе многокрасочной печати. Бумага самоклеющаяся — бумага с клеевым слоем на обратной стороне. Клеевой слой покрыт специальной антиадгезивной бумагой, чаще всего снабженной надсечками для легкого снятия. Это покрытие отделяется от основы при наклеивании. Существует несколько разновидностей самоклеящихся бумаг: по виду поверхности — матовая, полуглянцевая, глянцевая; по типу клея — со съемным (полупостоянным) клеем (бумага легко снимается с поверхности, на которую она наклеена) и с несъемным (постоянным) клеем; по цвету основы — белая, цветная, флуоресцентная. Бумага пригодна для печати офсетным, трафаретным и др. способами. Бумага самокопирующаяся сорт бумаги со специальным покрытием, переносящим написанное или напечатанное (на печатной машинке или матричном принтере) с верхнего листа на нижние без помощи копировальной бумаги. Бумага этикеточная — бумага с ограниченной деформацией после намокания, предназначенная для печати этикеток (часто мелованная). Вкладочно-швейно-резальный автомат/агрегат (ВШРА) — линия (агрегат), предназначенная для изготовления брошюр и журналов вкладкой вместе с обложкой, прошивки их проволокой по сгибу с загибкой ножек скоб внутрь блока и обрезка с трех сторон. Выборочное лакирование — лакирование оттиска не по всей поверхности, а только на отдельных его участках. Для выборочного лакирования используют печатные формы трафаретной, высокой (флексографской) или офсетной печати. Выворотка (выворотная печать, выворот) — печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанными остается только текст. Используется как прием оформления рекламных буклетов, журнальных полос и другой рекламной продукции. Высечка — вырубка при помощи острозаточенного штампа этикеточных или других изделий либо конфигурации, как правило, занимающих всю площадь листа. Проводится на небольшой пачке листов. Часто высечку производят с использованием отдельных приверток в виде полос или квадратов, на которые предварительно разрезается стопа оттисков. Денситометр — прибор, предназначенный для измерения оптических плотностей при отражении (на оттисках и фотографиях) и при пропускании света (на слайдах, негативах и диапозитивах). Дисперсионный лак (ВД-лак) — лак на водной основе, не влияет на цветовые характеристики оттиска. Допечатное оборудование — оборудование, предназначенное для выполнения процессов подготовки издания к печати до изготовления печатной формы включительно. Допечатные процессы (препресс) — все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати (набор, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе) до изготовления печатной формы включительно. Картон — четкой границы между бумагой и картоном нет. Можно сказать, что картон — это бумага с большой плотностью и/или жесткостью. Также картоном считается многослойная бумага. В качестве сырья для производства картона чаще используют вещества с более грубыми и жесткими волокнами — бурую древесную массу, полуцеллюлозу, сульфатную целлюлозу и макулатуру. Внутренние слои многослойного картона обычно отливают из более дешевых композиций, наружные слои — из более прочного и дорогого волокна. Каширование — соединение (склеивание) двух различных материалов (например, алюминиевой фольги и бумаги). Классификация печатной бумаги — группировка разных видов бумаги по следующим признакам:
  1. по способу печати (типографская, офсетная, для глубокой печати и пр.);
  2. по виду печатной продукции (газетная, книжно-журнальная, иллюстрационная, картографическая и пр.);
  3. по товарному виду (листовая или рулонная);
  4. по способу изготовления (мелованная, немелованная, с водяными знаками и пр.);
  5. по способу отделки (машинной гладкости, глазированная, тисненая и пр.).
В каждой классификационной группе могут быть несколько сортов бумаг, которые различаются между собой отдельными показателями и маркируются дополнительно буквами и цифрами. Клеевое бесшвейное скрепление (КБС) — скрепление листов книжного блока по корешку клеем. Корешок подобранных тетрадей для клеевого скрепления брошюры сначала фрезеруется, чтобы облегчить проникновение клея. Затем корешок полностью обрабатывается расплавленным клеем, накладывается обложка и все вместе приклеивается к корешку на специальных клеевых машинах. Затем происходит биговка обложки «на открытие». Клапан в печатном производстве — край бумажного листа, предназначенный для захвата в процессе транспортировки его в машине при печатании. При изготовлении макета и формы нужно учитывать наличие незапечатываемого клапана. Для листовых печатных машин клапан представляет собой полосу шириной 10–15 мм, расположенную у переднего края листа перпендикулярно его движению в печатной машине. Клапан папки — кусок бумаги или картона фигурной формы, загибающийся или наклеивающийся внутри папки в виде кармана. Клише (штамп) — рельефная металлическая пластина, используемая для тиснения фольгой и конгревного тиснения. Книжный блок — изготовленный в ходе брошюровочных процессов комплект скрепленных в корешке тетрадей или отдельных книжных листов, содержащий все страницы и другие детали (вклейки, приклейки, форзацы, ленточка-закладка, накидки, вкладки и т. д.) одного экземпляра будущей книги, подготовленный для вставки в переплетную крышку или для крытья обложкой. Корректура — совокупность процессов исправления ошибок в оригинал-макете. Крафт-бумага — особо прочная оберточная бумага (от немецкого сл. Kraft — сила) обычно коричневого цвета. Из крафта также делают почтовый конверты и пакеты. Конгревное тиснение (конгрев) — получение многоуровневого рельефного изображения без краски и фольги при сжатии участка переплетной крышки, открытки между нагретыми штампом и контрштампом (соответственно, пуансоном и матрицей). Выполняется в специальных печатных прессах или в тигельных печатных машинах. Это эффектный прием оформления переплетной крышки и рекламных изданий на тонком картоне или толстой бумаге, иногда с использованием и фольги. Контрольные плашки (шкалы) — плашки для проверки установленных норм подачи красок при печати. Контрольный оттиск — оттиск, взятый с печатной машины во время печати тиража для оценки и контроля качества печати. Контрольный оттиск оценивается печатником или другим сотрудником предприятия, а в некоторых случаях также и заказчиком. Корешок — 1) край книжного блока, место, где скреплены все технологические элементы книги (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.); 2) микронеровности на поверхности офсетных формных пластин после зернения («грубый корешок» — офсетная формная пластина с микронеровностями относительно большой величины). Краскопрогон — 1) получение оттиска только с одной печатной формы в печатной машине; 2) единица производительности печатного оборудования, равная каждому оттиску краски при соприкосновении запечатываемого материала с печатной формой или поверхностью офсетного цилиндра. Количество краскопрогонов, приходящееся на один листопрогон, соответствует красочности печатной машины. При односторонней однокрасочной печати в одном листопрогоне один краскопрогон (во всех других случаях количество краскопрогонов превышает количество листопрогонов), при печатании на четырехкрасочной печатной машине с листопереворачивающим устройством, работающей по схеме как 4+0, так 2+2, в одном листопрогоне четыре краскопрогона. Лак — раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или воде, создающих после отвердения прозрачную однородную пленку. Предназначен для отделки печатной продукции. Лак наносится на оттиски в специальных лакировальных машинах, а также в лакировальных секциях печатных машин. Водорастворимые лаки наносят на оттиски, используя увлажняющий аппарат офсетной печатной машины. Лак защитный — лак на водно-дисперсионной или водной основе. Используется для защиты продукции от механических повреждений и придания глянца. Лак УФ — раствор акриловых смол и полимеров, которые закрепляются под воздействием УФ-излучения. УФ-лаки нетоксичны и экологически безопасны, так как не содержат в своем составе летучих растворителей. УФ-лак предназначен для отделки рекламной, упаковочной, этикеточной и другой полиграфической продукции. Лакирование — облагораживание поверхности оттиска или бумаги нанесением слоя лака. Ламинирование (припрессовка пленки) — облагораживание бумаги нанесением на ее поверхность полимера методом расплава для придания материалу газо-, паро-, водонепроницаемости и других специальных свойств. Широко применяется в производстве упаковочных материалов для фасования пищевых продуктов и при отделке печатной продукции. Ламинирование является частым случаем припрессовки пленки, поэтому термин «ламинирование» часто отождествляют с понятием припрессовка пленки и наоборот. Линиатура растра является одной из основных характеристик печати, характеризует период сетки и обозначает количество линий растра на единицу длины изображения (физически — частоту пространственной структуры растра). Измеряется чаще всего в линиях на дюйм — lpi; а также в линиях на сантиметр. Чем выше линеатура, тем более мелкие детали можно воспроизвести. Однако существуют ограничения на возможность использования растров с высокими линеатурами: из-за различных явлений краска способна растекаться (растискивание) и становится невозможным воспроизвести очень маленькую точку. Для недорогой бумаги физическое ограничение 100 лин/см, хотя на практике при печати применяются меньшие линеатуры из-за того, что при использовании растров высокой линеатуры результат становится сильно чувствительным к параметрам печати. Для цветных журналов используется линеатура примерно 150–175 lpi. Для растров с нерегулярной структурой понятие линеатуры вводится условно. Листоподборочная машина — машина, состоящая из определенного количества самонакладов и транспортера, на котором комплектуется из отдельных тетрадей блок издания. Комплектация блока из тетрадей может проводится накидкой, вкладкой или подборкой, в зависимости от требования технологии. Хотя машина и называется листоподборочная, но подбирает она всегда тетради. Названа листоподборочной потому, что она подбирает печатные листы, сфальцованные в тетради. Не следует путать с листоподборщиком (коллатором). Листопрогон — каждое прохождение запечатываемого листа через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок. На основании этого показателя рассчитывают загрузку печатных машин и составляют графики прохождения заказов. Марашка — дефект печати в виде мелких, визуально-заметных на оттиске следов краски, печатных элементов, которых нет на фотоформе, или отсутствие элементов изображения. Обычно марашки возникают при попадании на печатную форму или на офсетную резинотканевую пластину посторонних частиц (кусочков бумаги, пыли, засохшей краски и пр.). Как правило, от марашек избавляются, сняв их с поверхности печатной формы или офсетного цилиндра. Масса бумаги — масса единицы площади бумаги, определенная по стандартному методу и выраженная в граммах на 1 м2. Правильное использование термина: «масса 1 м2 бумаги 100 г», хотя часто встречается — «масса бумаги 100 г/м2». Модель CMYK — модель, которая описывает цвет в координатах пространства субтрактивного синтеза красок путем смешения триадных полиграфических красок: C — Cyan (голубой); M — Magenta (пурпурной); Y — Yellow (желтой); а также черной — K — Key color (по одной версии) или black — K (по другой версии). Таким образом, модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их взаимные переходы (конвертирование) происходит с определенными потерями. Это вызывает необходимость выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем, требующихся для работы с цветом: сканера, монитора, выводного устройства. Также необходима нормализация процесса печатания (калибровка) печатной машины, выполняющей конечную стадию при создании цветного изображения на оттиске. Модель RGB — цветовая модель, позволяющая получить различные цвета смешением от трех цветных источников света. Базовые цвета: красный, зеленый и синий. Эта модель используется в телевизорах, мониторах, сканерах. Муар — видимые, периодически повторяющиеся пятна (посторонний рисунок в виде сетки), полосы или линии, возникающие при наложении двух или более периодических плоскостных структур (растровых изображений). Муар может возникнуть при неправильном выборе угла поворота растра, при повторном репродуцировании растровых изображений (оттисков), при печати на материале с регулярной структурой на поверхности. Иногда он может возникнуть на части изображения при растрировании, если эта часть имеет периодическую структуру. Несовмещение красок — сдвиг изображений, выполненных различными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения; происходит вследствие некачественного выполнения приводки, приладки печатных форм или изготовления самих цветоделенных фотоформ, а также деформации фотоформ, офсетных печатных форм, дефектов монтажа, неточности подачи и/или передачи листов бумаги, деформации бумаги при изменении ее влажности в процессе печати и др. причин. Ниткошвейный автомат (НША) — ниткошвейная машина, осуществляющая скрепление тетрадей в книжный блок с автоматической поштучной подачей в нее тетрадей самонакладом без непосредственного участия человека в каждом цикле машины. Нумерация — печать, как правило, при помощи специальных устройств — нумераторов, меняющихся номеров на оттисках (например, на ценных бумагах, бланках, билетах, нумерованных изданиях и пр.). Обрезной формат — размер готового печатного изделия после обрезки. Обычно указывается в мм. Отделочные процессы — процессы дополнительной обработки печатной продукции для улучшения ее внешнего вида, повышения качества и прочности, например, лакирование, биговка, тиснение и пр. Оттиск — изображение текста, иллюстрации и пр., которое получено в процессе печати полиграфическими средствами на бумаге или ином запечатываемом материале. Офсетная резинотканевая пластина (Резина) — многослойная композиция слоев ткани и резины с односторонним резиновым покрытием, который обтягивается офсетный цилиндр печатных машин. Это покрытие воспринимает печатную краску с печатающих элементов печатной формы и передает ее на бумагу. Перфорация — 1) система отверстий или насечек в листовом или рулонном материале (чаще всего располагаемых в линию), обеспечивающая легкий разрыв материала; 2) система отверстий, например, в бесконечных формулярах, предназначенная для транспортировки бумаги в печатающих устройствах. Перфорация создается при помощи специальных ножей, дисков, линеек. С перфорацией часть листа отрывается ровнее и быстрее. Перфорирование — процесс нанесения перфорации специальными устройствами — перфораторами. Переплет (7БЦ) — твердое, прочное покрытие книги, предназначенное для соединения листов книги вместе и защиты листов от загрязнения и разрушения. Также переплет является элементом художественного оформления книги. Отличается высокими эксплуатационными характеристиками и выглядит наиболее эстетично. Обложка твердого переплета изготавливается из картонной основы, на которую наклеивается запечатанная и заламинированная бумага или переплетный материал. Внутренние стороны обложки соединены с текстовым блоком форзацами, изготавливаемыми из плотной бумаги. Внутренний блок прошивается нитью, ввиду чего прочность и долговечность такого изделия становится гораздо выше. Иногда для экономии вместо шитья используется термопереплет. Переплет мягкий — один из наиболее экономичных и быстроизготовимых переплетов. Обложка зготавливается из бумаги или картона плотностью от 160 до 300 гр/м2. Запечатанную обложку ламинируют или лакируют, а затем бигуют, чтобы книга лучше открывалась. Обложку соединяют с книжным блоком с помощью клеевых машин. Дополнительно для большей прочности можно прошить книжный блок проволокой (скобой). Печатная форма — поверхность пластины, на которой формируются печатающие и пробельные элементы и которая служит для многократной передачи красочного изображения или текста на бумагу. Пластина, плита, цилиндр, сетка, используемые для образования и сохранения изображения в виде печатающих элементов и пробельных элементов. Краска с печатающих элементов передается на запечатываемый материал или промежуточное звено, например, офсетный цилиндр. Печатную форму изготавливают из разных материалов в зависимости от технологии и способа печати. Печать офсетная — способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность, а с нее на бумагу. Название offset связано с тем, что в этом случае печатная форма и бумага не соприкасаются между собой непосредственно. Офсетные машины за один прогон могут печатать 1, 2, 4 или большее количество красок. Печать полноцветная — печать минимум в 4 краски, позволяющая воспроизводить цветные оригиналы. Печатные машины — машины, которые выполняют процесс печатания с использованием одного из способов печати. Печатные машины классифицируют:
  1. по бумаге для печати — на рулонные и листовые;
  2. по конструкции — на тигельные, плоскопечатные и ротационные;
  3. по числу красок — одно-, двух-, и многокрасочные;
  4. по способу печати — на типографские (высокой печати), офсетные, для глубокой печати, для трафаретной и других специальных видов печати;
  5. по виду продукции — на универсальные и специализированные (газетные, книжно-журнальные, для печати на картоне или жести);
  6. по формату — на малоформатные (до 50×70 см), среднего формата (от 50×70 до 70×100 см) и крупноформатные (больше 70×100 см).
Печать трафаретная (шелкография) — способ печати, при котором краска продавливается через отверстия в специальной (шелковой или иного материала) сетке при помощи движущегося ракеля, разгоняющего краску по поверхности. Позволяет наносить элементы с помощью устойчивых к внешним воздействиям нитроцеллюлозных, алкидных и иных синтетических красок. Также шелкография позволяет печатать «объемными» красками. Пиксель — наименьший элемент оцифрованного изображения, который может нести независимые от других элементов параметры (цвет, яркость, насыщенность). Количество пикселей на единицу длины или площади определяет разрешение изображения. Поля — свободные, незапечатанные участки страниц вокруг изображения на странице издания. Постпресс (Postpress)— послепечатные или отделочные процессы. К ним относятся: резка, подборка, фальцовка, биговка, брошюровка, листоподбор и многое другое. Постскрипт (Postscript) — ставший де-факто стандартом командный язык описания графических изображений. Разработан компанией Adobe. Используется для управления принтерами и другими устройствами вывода, применяемыми в полиграфии. Приладка — подготовка офсетной печатной машины к печати. В операцию приладки входят: установка печатных форм, совмещение изображений на оттиске, регулировка подачи краски. Плашка — 1) часть печатной формы со сплошной печатающей поверхностью или часть оттиска со сплошной запечатанной поверхностью; 2) сплошное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала, когда относительная площадь печатных элементов (100% (Sотн = 100). Подписной лист — оттиск, отпечатанный в печатной машине по окончании всех подготовительных технологических операций, который полностью соответствует требованиям заказа. Утверждается мастером печатного цеха, представителем заказчика или другим ответственным лицом и является эталоном при печатании тиража издания. Полоса — запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещается набор текста (иллюстрации). Различают концевые, рядовые, начальные, иллюстрационные, табличные полосы. Привертка — стопа книжных блоков, журналов или брошюр, подготовленная для обработки (прессования, но чаще всего для обрезки с трех сторон). Приводочные кресты (Приводные кресты) — метки в виде пересекающихся под прямым углом тонких коротких линий, нанесенные на поля оригинала, фотоформ или их монтажей. Приводочные кресты служат для контроля совмещения красок на оттиске при печати и для оценки точности приводки после печати. На каждой цветоделенной фотоформе (монтаже фотоформ) приводочные кресты присутствуют в одном и том же месте. На оттисках приводочные кресты находятся в обрезном поле. При отделке печатной продукции их удаляют. Приклейка — 1) соединение форзаца или дробной части печатного листа с наружной частью тетради; 2) лист с иллюстрацией или дробная часть печатного листа, приклеенная узкой полоской к корешку внешней страницы тетради. Приклейки могут присоединяться непосредственно к внешней странице тетради (вариант — с окантовкой) и к стержню (приклейка на стержень) с отступом от корешкового сгиба тетради, а также к паспарту. Припрессовка пленки — процесс нанесения на одну или две стороны оттиска, бумаги или картона прозрачной полимерной пленки со слоем клея или без него. Проволокошвейная машина — машина, предназначенная для скрепления проволочными скобами тетрадей и листов книжных блоков, брошюр, блокнотов, календарей и пр. Машины различаются степенью автоматизации, количеством одновременно наносимых скоб, скрепляющих тетради или листы. Разворот — две соседние страницы раскрытого издания, четная и нечетная, левая и правая. Растрирование — преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра (в репродукционных фотоаппаратах и контактно-копировальных станках) или с использованием аппаратных и программных средств (в издательских системах). Резак — устройство, состоящее из стола и режущего инструмента (сабельный нож, диск) и предназначенное для разрезки пленок, фотопленок, бумаги, картона и других листовых или рулонных материалов. Рулонная печатная машина — ротационная печатная машина для печати на непрерывном полотне запечатываемого материала, разматываемого с рулона. Конечный продукт может быть в виде тетрадей или листов, либо в виде полотна, которое сворачивается в рулон. Способ офсетной печати — непрямая («косвенная») плоская печать, при которой печатная краска с печатной формы для любого способа печатания (высокой, плоской, глубокой) передается на запечатываемый материал посредством промежуточного офсетного цилиндра. Способ трафаретной печати (шелкография) — передача изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля, продавливается печатная краска. Существуют разновидности способа: классическая трафаретная и ротаторная печать (см. также Ризография). Изображение на печатной форме — зеркальное. Спуск полос — размещение полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающее после фальцовки оттисков требуемое расположение страниц в тетрадях и в издании. Скоба — металлическая тонкая пластина (проволока) для скрепления нескольких листов бумаги. Устанавливается при помощи степлера или проволокошвейной машины. Сталкивание — выравнивание в стопке краев листов бумаги, картона, ткани, полуфабрикатов и готовой продукции по двум взаимно перпендикулярным сторонам. Стохастический (нерегулярный) растр в корне отличается от регулярного растра. Изображение формируется из хаотичным образом разбросанных точек одного размера. Растр можно называть частотно-модулированным. Вследствие малого диаметра растровых элементов муаровая картина на стохастических растрах значительно менее контрастна сравнительно с муаром на регулярных растрах. Понятия «линеатура», «форма точки» в стохастике не имеют смысла. К недостаткам стохастического растра можно отнести чувствительность процесса к качеству изготовления форм и сложность печати. Суперобложка — отдельная обложка, надеваемая на переплет или основную обложку. Используется как реклама, элемент внешнего оформления, предохраняет от загрязнений. Для повышения прочности часто покрывается лаком или ламинируется. На ней может размещаться аннотация к изданию, информация об авторе, реклама. Первые суперобложки появились в XIX веке и служили, в основном, для защиты переплета от загрязнений во время перевозки и продажи. Изготавливались они из плотной бумаги не маркого цвета и не запечатывались. Было не принято хранить книгу в суперобложке, ее выбрасывали сразу после покупки. Постепенно суперобложки стали полноценным элементом оформления книги, придававшим ей изящество и привлекательность. Они расширяли возможности оформления, так как на переплете из материала (раньше не было полноцветного твердого переплета) невозможно было отпечатать такие сложные многоцветные изображения, как на бумаге. Тиражный оттиск — оттиск, полученный при печати тиража издания. По тиражным оттискам контролируют качество печатания, сравнивая их с подписным листом (эталоным оттиском), анализируя шкалы оперативного контроля и т.д. Титульный лист — первая выходная страница издания, на которой помещены основные сведения о нем. Титульный лист помещается на правой, нечетной половине первого разворота. Разворотный титульный лист применяется в многотомных изданиях (на левой стороне — контртитул, относящийся ко всему изданию, на правой — титул данного тома). Тиснение блинтовое — плоское бескрасочное тиснение надписей или украшений на книжных переплетах или рекламной продукции, производимое горячим прессом. При блинтовом тиснении плоский штамп (клише) оставляет на поверхности книжного переплета плоское углубление, сглаживающее фактуру ткани или бумаги. Тиснение конгревное — придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансона (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише. Тиснение фольгой — процесс присоединения фольги (существует много сортов, различающихся по цвету, интенсивности блеска и др.) к бумаге (картону) при помощи специальных аппаратов. Для тиснения фольгой нужно клише (штамп). Треппинг — перекрывание контуров при выворотке, нахлест контуров (перекрывание элементов изображения по контуру — сочетание масштабов) диапозитива и негатива одного и того же цветного изображения в процессе изготовления фотоформ, которое обеспечивает совпадение контуров на оттиске при допустимом несовмещении красок в процессе многокрасочной печати. Его используют при печатании цветного текста на фоне другого цвета или выворотки по многокрасочному фону, чтобы избежать белых зазоров между текстом и фоном. Программу в издательских системах, применяемую для проведения процедуры перекрывания контуров при обработке изображений и их подготовке к изданию, называют программой треппинга. Триада печатных красок — комплект печатных красок (пурпурная, желтая, голубая), предназначенный для триадной печати цветных изображений. В триаду печатных красок дополнительно к цветным краскам вводится и черная краска. Сочетание спектральных характеристик — это характерная и самая важная особенность печатных красок триады. Фальц — место сгиба листа. Фальцы создаются в процессе фальцовки. Фальцовка — сгибание, складывание оттиска (или бумажного листа) в тетрадь. Формат бумаги — размер бумаги по длине и ширине, выраженный в сантиметрах или миллиметрах. Стандартные форматы бумаги. Международный стандарт на бумажные форматы основан на метрической системе мер и берет начало от листа, имеющего площадь в 1 м² с соотношением сторон, равным один к корню квадратному из двух (примерно 1:1,41). Такое соотношение дает возможность при уменьшении площади листа вдвое получить новый лист с теми же пропорциями сторон. Стандарт был принят всеми странами, за исключением Соединенных Штатов и Канады. Международный стандарт состоит из трех серий форматов: А — за основание принята площадь в 1 м² для максимального листа серии. В — за основание принята длина в 1 м для короткой стороны максимального листа серии. Формат серии В является средним геометрическим между соседними форматами серии А. С — форматы конвертов для листов серии А. Каждый формат серии C является средним геометрическим между форматами A и B с этим же номером. Благодаря этому лист A4 свободно укладывается в конверт C4. Североамериканский стандарт Letter 216 × 279 мм 8,5 × 11 дюймов Legal 216 × 356 мм 8,5 × 14 дюймов Tabloid 432 × 279 мм 17 × 11 дюймов В Японии используются формат А и измененный формат В. До сих пор используются традиционные японские форматы бумаги: сирокубан (788×1091 мм) и кикубан (636×939 мм). Для малых форматов разные производители бумаги нарезают полный лист в самых разнообразных конфигурациях: 2×2, 2×4, 2×5, 3×3, 4×4 и т.д. Для того чтобы напечатать продукцию стандартного формата, нужна бумага чуть большего размера. Это связано с необходимостью подрезки готового изделия и наличием технологических отступов от края листа. Наиболее часто встречающиеся полиграфические офсетные форматы бумаги: 450×640 мм, 640×900 мм, 500×700 мм, 700×1000 мм. В цифровой печати используется формат SRA3 — 320×450. Используются и другие размеры листовой бумаги, например, 720×1020 мм, 620×860 мм и т.д. Формат издания — размер в миллиметрах обрезанного с трех сторон блока книги, брошюры или журнала. При этом первый размер принимается за ширину блока, а второй — за его высоту. Цветовая коррекция — изменение цветовых характеристик репродуцируемого изображения в процессе подготовки его к печати и при печати. Цветоделение — процесс разделения цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. Цветоделение производится с помощью сканеров, компьютерных систем, электронных цветоделителей-цветокорректоров (ЭЦК) и репродукционных фотоаппаратов. Цветоделение также может быть проведено вручную при создании раскладок по цветам для штриховых изображений. Цветоделенные печатные формы — комплект печатных форм для получения многокрасочных изображений на оттиске. Печатные формы получают копированием (экспонированием) на формный материал цветоделенных фотоформ или непосредственно на формном материале сканированием. Последовательная печать с соответствующей печатной краской с каждой цветоделенной печатной формы на один лист бумаги приводит к получению совмещенного многокрасочного изображения (оттиска). Цветопроба — получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране видеотерминального устройства. Различают аналоговую (растровую), цифровую (полутоновую) и экранную цветопробы. Цифровая печать — технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. Этот вид техники используют для малотиражных рекламных или коммерческих изданий, в которые должны быть внесены изменения в процессе изготовления тиража. В некоторых машинах возможно внесение изменений после печатания даже одного экземпляра. Цифровая цветопроба — цветопроба, на которой многокрасочное изображение не имеет полиграфической растровой структуры. Полутоновую (цифровую) цветопробу можно получить, например, на цветных принтерах в издательских системах. Шитье — способ скрепления тетрадей издания в блок. В зависимости от используемого материала различают два способа шитья: проволокой и нитками. В зависимости от количества рабочих циклов, применяемых для полного сшивания тетрадей в блок различают два способа шитья: поблочное (весь блок сшивается за один цикл) и потетрадное (каждая тетрадь прошивается отдельно). Шитье потетрадное нитками — последовательное шитье тетрадей по корешку блока, скомплектованного подборкой, стежками ниток. Применяют для книжных изданий длительного употребления (в твердом переплете), хотя долговечность таких изданий меньше, чем сшитых на корешковом материале.
23 марта 2017
Качество — понятие всеобъемлющее, характеризующее степень соответствия готовой продукции заявленным требованиям. В нашем случае еще и степень удовлетворенности клиента. Без контроля качества невозможно добиться стабильного, приносящего прибыль и привлекающего клиентов результата любых процессов. В полиграфии это особенно заметно и иногда невооруженным глазом. Поэтому мы убеждены, что контроль качества должен осуществляться на всех этапах прохождения заказа, практически в любой операции производства. Его условно можно разделить на входной, операционный и выходной, а также на контроль качества материалов или сырья, и контроль качества самих процессов. Такое условное разделение логически соотносится с тремя основными этапами производства любой полиграфической продукции — допечатного, печатного и послепечатного.

Контроль на этапе допечатной подготовки

На этапе допечатной подготовки входной контроль заключается в определении степени соответствия поступающих от клиента файлов внутренним требованиям типографии. Он осуществляется силами инженеров препресс, занимающимся подготовкой файлов к печати. Все выявленные несоответствия сообщаются клиенту и фиксируются в электронной базе типографии. Операционный контроль качества (или контроль текущей работы) производится специалистом препресс, ведущим конкретный заказ, согласно четко прописанному алгоритму проверки. Помимо непосредственного исполнителя в отделе препресс к выходному контролю допечатной стадии подключается ведущий инженер препресс. Такая перекрестная проверка позволяет снизить риск появления ошибки в файлах. Без проверки печатных пластин, качества краски и бумаги мы не приступаем к этапу печатного процесса. Входной контроль осуществляется инженерно-технической службой, мастерами смены и печатниками. Мастер и технолог до момента запуска тиража обязательно проверяют уровень подготовки и качество выведенных форм, краски и бумаги. Печатники дополнительно проверяют взятые в работу материалы перед началом печати. В случае выявления брака материалов (например, истек срок годности или есть механические повреждения на выведенных формах) составляется акт, а материалы оперативно заменяются на аналогичные. Благодаря собственному складу материалов и их постоянного наличия в типографии, процесс замены не влияет на установленный план работы. Во время печати тиража операционный контроль качества осуществляют печатники. Контролируется точность работы машины и показатели качества печати путем инспекции печатных листов через определенные промежутки времени. Печатник оценивает показатели цветовоспроизведения и сравнивает их со значениями международного стандарта ISO 12647-2: 2013. При печати сложных и эксклюзивных работ к операционному контролю подключаются технолог и мастер. Некоторые показатели качества оцениваются визуально, другие — посредством инструментального контроля. В распоряжении печатного цеха типографии «Акцент» находятся современные портативные и сканирующие измерительные приборы — денситометры и спектрофотометры. На всех последующих послепечатных операциях производится входной контроль полуфабрикатов (изделий промежуточной готовности), поступивших с печати или предыдущих послепечатных операций. Контроль осуществляют мастер смены и непосредственные исполнители —  операторы оборудования. При запуске любой послепечатной операции ее исполнитель сначала получает экземпляр изделия, соответствующий требованиям по качеству к данной операции. Данный экземпляр утверждается мастером смены (а в особо ответственных случаях и технологом) и служит эталоном для выполнения операций по всему тиражу. Операционный контроль послепечатных операций выполняют операторы оборудования. Показателями здесь могут быть выдерживание заданных форматов, отсутствие повреждений полуфабриката и готовой продукции во время работы, прочность склейки и минимальный расход клея (в случае клеевого скрепления), равномерность ламинирования и т.д. Благодаря такой организации можно своевременно выявить оттиски с отклонениями и принять решения об их коррекции. В нашей типографии мы постоянно применяем на практике сквозной контроль качества продукции и технологических процессов, который позволяет выявить «узкие» места, проанализировать их и совершенствовать текущую систему контроля качества. Мы понимаем, что материалы, технологии и сама отрасль полиграфии постоянно совершенствуются, поэтому стараемся добиваться лучших результатов работы. Без внедрений новых технологий и инструментов это вряд ли было бы возможным.