Логотип, фирменный знак, эмблема - в чем отличия?
08 октября 2018
В этой статье хотим разложить по полочкам, что есть что. Энциклопедии и справочники дают разные определения логотипа и эмблемы, а понятие «фирменный знак» в некоторых справочниках стоит в один ряд с «торговым знаком» и «товарной маркой», это неправильно. Будем разбираться.
Забираем себе в копилку эту статью. А заодно полезные фишки по подготовке логотипа и фирменного знака к печати на полиграфической продукции.
Логотип, или знак качества
Многие ошибочно называют логотипом всё: и эмблему, и товарный знак. Это не так.
Логотип — оригинальное графическое начертание названия. Термин появился в начале 19 века (с греческого logos — слово, tуpоs — отпечаток), когда началось массовое производство круп, печенья, мыла, и нужно было как-то отличать разных производителей.
«Всё гениальное — просто!» С логотипом эти слова работают. Вспомните самые известные компании и их логотипы. Чаще всего это надписи или простые на первый взгляд изображения. Мы видим их, и чувствуем определенные эмоции, связанные не с самим логотипом, а с товаром. Логотип создается для клиента, а не для того, кто его заказывает. Он не сделает за вас работу по качеству товара или услуги, но он будет вызывать ассоциации, связанные с ними.
Разработать логотип — ответственная задача для дизайнера. Выразить сущность компании одним словом или одним графическим элементом непросто. Логотип должен быть легко узнаваемым и хорошо запоминающимся. Только так он станет знаком качества.
При разработке логотипа важно предусмотреть, где и как он будет использоваться:
• в электронном виде;
• на текстиле;
• в наружной и интерьерной рекламе;
• на полиграфической продукции;
Чтобы обойти все подводные камни при печати, нужно помнить о некоторых ограничениях еще на этапе создания логотипа.
Допустим, если логотип содержит градиент, его нельзя будет печатать методом шелкографии из-за особенности технологии. Или ещё одно ограничение — толщина линий. Наверняка вы сами не раз убеждались, что на экране монитора линии макета кажутся толще, чем на бумаге. Минимальная толщина линии, которую способна отобразить офсетная печать — 0,08 миллиметров. Если в вашем макете большое количество схем, есть риск, что тонкие линии не будут заметны.
Кстати, толщина линий может стать препятствием и для выполнения ряда постпечатных видов работ. Например, лакирование или тиснение. Популярные способы отделки при печати каталогов, брошюр, пакетов, годовых отчетов, папок для документов.
• Лакирование: полностью или выборочное. Придаёт красивый ярко выраженный декоративный эффект, защищает логотип от внешних воздействий.
• Тиснение: блинтовое, тиснение фольгой или конгревное. Можно совместить два вида тиснения, например, сделать конгревное тиснение фольгой. Это один из популярных вариантов постпечатной обработки логотипа.
При выборе украшений не стоит забывать про поговорку: " Всякое дело мера красит«. Например, золотое тиснение один логотип украсит, а другой — только испортит. Каждому логотипу своё.
Фирменный знак усилит эффект
В чём его функция? Бывает, что для идентификации компании одного логотипа недостаточно. Фирменный знак усиливает значение логотипа, несёт в себе дополнительную или завуалированную информацию.
Фирменный знак — это уникальный графический элемент, который располагается рядом с названием компании или используется отдельно.
Чем отличается знак от логотипа? Разберемся на примере компании NIKE. Её логотип — название из четырёх букв чёрного цвета. Под ним часто располагают изображение — крыло богини Ники — это фирменный знак компании. Какую дополнительную информацию он несёт? Этот знак олицетворяет движение, динамику и победу (Ника — с греч. «победительница»): как раз то, что нужно для спортивной одежды. Думаем, вы неоднократно видели использование логотипа и фирменного знака как вместе, так и по отдельности. Логотип сходу читается людьми, а фирменный знак подсказывает сущность компании.
В связке «логотип+фирменный знак» логотип первичнее. Идеально, когда оба они не вшиты друг в друга и могут жить самостоятельной жизнью. И как правило, они перекликаются между собой по дизайну и цвету. Что касается постпечатной обработки фирменного знака на полиграфической продукции, то здесь также хороши все способы, что мы уже описали выше.
Товарный знак
Пару абзацев посвятим товарному знаку (он же по закону торговая марка и товарный знак), который иногда путают с фирменным знаком. В обиходной речи понятие «торговый знак» не прижилось. Его употребляют специалисты, когда речь идёт о регистрации товарного знака. Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (из ст. 138 ГК РФ).
В качестве товарного знака используют и логотип, и фирменный знак, а возможно, и какие-либо другие графические элементы. На каждый зарегистрированный товарный знак владельцу выдается свидетельство, и только он вправе пользоваться и распоряжаться им.
Эмблема — украшение со смыслом
Носит символический характер и используется не для продажи, а больше для идеи.
Эмблема — условное изображение какого-либо понятия, идеи (с греческого — «рельефное украшение»).
Те эмблемы, которые мы видели вместе с вами — а чаще всего это эмблемы спортивных клубов, родов войск, университетов и факультетов — нагромождены графическими элементами. Сложные детали, несколько цветов — вся эта насыщенность характерна для эмблемы, ни не для логотипа или фирменного знака.
Чем отличается логотип от эмблемы? Графическая разница в том, что первому не обязательно иметь глубинный смысл, а главное — стать узнаваемым и запоминающимся, то эмблема может позволить себе большую палитру цветов, изображений и других элементов ради выражения смысла, из-за которого она и создавалась. К тому же у них разные задачи: логотип идентифицирует вашу компанию, товар, услугу, а эмблема символизирует идею различных структур и объединений.
Теперь все встало на свои места. С основой разобрались. Готовим статью о нюансах печати логотипа и фирменного знака в полиграфии. До скорых встреч.