Почему полиграфисты не любят синий цвет, или сложности печати синего цвета

12 мая 2020

Заявка на расчёт

#секреты печати

В этой статье мы расскажем о синем цвете, который создает много проблем для полиграфистов и дизайнеров, и о том, как получить предсказуемый результат при печати.

Существуют определенные сложности печати так называемого глубокого синего цвета. Наверняка многие знают, что получение насыщенного синего цвета всегда сопровождается следующими проблемами: 
В основном это оттенки, выходящие за пределы охвата стандартных офсетных краскок CMYK. Триадная печать не может их воспроизвести по ряду фундаментальных причин. Самый надёжный вариант получения таких цветов — использование смесевых (англ. «spot») красок, таких как Reflex Blue, Dark Blue, Blue 072 и производных от них. Однако далеко не всегда есть возможность использовать пятую краску на тираже.
 

pantone blues

Почему так сложно печатать синий цвет

Весь диапазон синих очень непрост для печати. Оттенки именно этой части спектра сложнее всего получаются идеальными и неискусственными. Возможно, еще и потому, что в живой природе синий цвет встречается реже остальных — по сравнению с белым или желтым цветами.
Так, чтобы получить плотный темно-синий цвет стандартными триадными красками, кроме добавления Magentа в Cyan нужно обязательно добавить Black. Именно Magentа в глубоких синих на офсетной и цифровой печати дает сильное смещение цветового тона в красный, вследствие чего цвет из синего превращается в фиолетовый. Чтобы решить проблему недостаточной насыщенности получаемого цвета, достаточно помнить: чем темнее цвет, тем более насыщенным — менее «блеклым», — он воспринимается. И добавляя в рецепт черную краску, жертвуя светлотой, можно получить ощущение более насыщенного синего.
Ниже приведены рисунки с изображениями квадратиков; посмотрите переходы через черный и через желтый и сравните крайние левые столбцы.

pantone Акцент

Разные наборы CMYK для воспроизведения одного цветового сочетания

Когда ставится задача получить схожий цвет на разных материалах — скажем, на картоне или офсетной бумаге, — придётся использовать разные сочетания CMYK. Здесь вам поможет использование так называемой экранной цветопробы и соответствующих профилей, хотя нельзя забывать про ограниченный охват самого монитора. Сами профили, как правило, есть на сайте типографии. В самом макете вы будете использовать некую «эталонную» рецептуру, а при экспорте макета под печать произведёте конверсию в профиль конкретного печатного процесса. Таким образом удастся внести поправку на материал, рецепт цвета по CMYK поменяется, но цветовое ощущение будет сохранено, насколько это возможно.
 
Это легко наглядно представить при сравнении мелованных и немелованных видов бумаг и соответствующих им профилей
 
1. Мелованная бумага и соответствующий профиль:
 
CMYK blues
 
2. Немелованная бумага, профиль PSO Uncoated ISO12647 (ECI):
 
CMYK blues uncoated
 
3. Немелованная бумага, профиль Euroscale Uncoated v2:
 
CMYK blue uncoated

При работе с фотоизображениями сохраняется подобный принцип. Нужно готовить файлы с учетом определенного набора оборудования и материалов для печати, а мастер-файлы хранить в RGB (например, с профилем AdobeRGB, достаточно большим по охвату) или Lab.

Для общего представления, как получится тот или иной цвет на печати, можно воспользоваться «табличным» способом: например, посмотреть необходимый цвет в веере CMYK Guide (цвета CMYK без привязки к Pantone на мелованной и немелованной бумагах). Точность при таком подходе не слишком высока, но достаточна для начала работы.

pantone formula guide

Цветопроба — всему голова

Чтобы при печати получить нужный благородный оттенок, который вы видели на экране монитора, необходима цветопроба. Это самое надёжное решение и также самое наглядное. Сделайте небольшую таблицу из образцов, в которой будет целевой цвет и близкие к нему оттенки — большей и меньшей яркости, оттенки холоднее и теплее. Так вы сможете точно сориентироваться, какой цвет использовать.

pantone formula guide blues

Интересные статьи по теме: Цветопроба — инструмент предсказуемой печати
                                                                   Цвет года 2020 по версии PANTONE