Как краска попадает на бумагу?

Полиграфия — это краска на бумаге, на листах. Листы могут быть потом переплетены в книгу, порезаны на визитки или собраны в коробки. Общее в этих случаях то, что один и тот же рисунок попадает на много листов. Мы называем это тиражом.

Как это происходит? Способов множество, но здесь мы рассмотрим один — сравнительно современный. Он называется «офсет» или «офсетная печать». Пару слов о названии.

Исторически в большинстве способов печати краска на бумагу переносилась с формы для печати. Самый простой случай — обычная печать для документов. Зеркальное изображение вырезано на штемпеле, вы смачиваете его чернилами в подушке и ставите оттиск. Краска, оставшись на поверхности штемпеля, не попала на вырезанные в нем борозды. И ваша картинка четко отобразилась на бумаге. Кстати, этот способ печати называется «высокая». Так или иначе, принцип один: в одни места краска должна попасть, а в другие — нет. Это и формирует рисунок. Как же это происходит в офсете?

Название «офсет» происходит от интересного принципа этой печати: краска попадает на бумагу не сразу, а через промежуточный носитель — офсетное полотно. Представьте себе, что штемпель вы ставите не сразу на бумагу, а прикладываете его к губке, а потом прижимаете губку к бумаге.  Это звучит странно, но важно понимать, зачем это придумали.

Вообразите, что вместо того, чтобы вырезать на штемпеле борозды, куда не попадет краска, вы ЗАСТАВИЛИ краску не попадать туда, куда вы не хотите. Речь не о магии. Краска — вещество, которое ведет себя в соответствии со своей природой. В нашем случае (но совсем не обязательно) — это жидкость. И, по больше части — масло. Вспомните жирную посуду: вода на ней не задерживается. А масляная краска не пристанет к влажной поверхности. Здесь нам нужно запомнить пару терминов:

ГИДРОФИЛЬНЫЙ (увлажняемый) и ГИДРОФОБНЫЙ (несмачиваемый).

Вернемся к нашему штемпелю. Допустим, мы сумели сделать часть его поверхности — гидрофобной, а другую — гидрофильной. А краска у нас на масле. Если мы сейчас макнем наш штемпель в подушку — он будет весь в краске, и мы получим на бумаге замечательный круг, прекрасный квадрат или загадочный треугольник. Но ведь мы хотели кое-что посложнее? И мы очистим и намочим наш штемпель. Что дальше? Давайте снова макнем наш штемпель в краску. И что же мы увидим?

Влажная часть нашего штемпеля останется чистой от краски, а сухие части наберут краску. Можно ставить печать!

Зачем же понадобилась та самая губка, из-за которой офсет стал назваться offset? Представьте, что ваш штемпель очень востребован и вы делаете тысячи оттисков в день. Вероятно, он скоро придет в негодность — просто механически. Конечно, можно сделать его прочным — например из металла. Но возникнет другая проблема: бумага — очень неровная поверхность, и ваша картинка будет довольно грубой. И вот выход: прочная форма передает краску на упругое офсетное полотно каждый раз при оттиске. Офсетное полотно передает краску на шероховатую бумагу во всех деталях рисунка, и вновь получает порцию краски с формы.

Все технологии