Качественно напечатанная продукция еще не является конечным продуктом, готовым к потреблению. Аккуратно подрезать, правильно скрепить... это только начало длинного списка постпечатных и отделочных операций, которые следуют за печатью.

Фальцовка

Фальцовка — наиболее распространенный вид после-печатной обработки, представляет собой сгибание листовой продукции с целью придания ей конечной формы в соответствии с дизайнерским замыслом или для получения полуфабриката для дальнейшей об-работки издательской продукции.

Фальцовка применяется при изготовлении таких изделий как буклеты, карты, брошюры, книги, папки, коробки, POS-материалы и др., т.е. это
По количеству сгибов (фальцев) фальцовка бывает одно- и многосгибная. По направлению фальцев при многосгибной фальцовке по отношению друг к другу различают:

  • параллельную фальцовку, когда линия каждого следующего сгиба параллельна предыдущему;
  • взаимно-перпендикулярную, когда следующий фальц располагается под прямым углом к предыдущему.

Часто эти два вида фальцовки совмещаются в одном изделии. Однако, как правило, параллельная фальцовка более характерна для рекламной продукции, а взаимно-перпендикулярная — для издательской (брошюры, книги).

Параллельная фальцовка в свою очередь имеет разновидности:

  • «гармошка» или «зиг-заг» (вид сфальцованного листа сбоку дал название этому виду);
  • «улитка» (лист как бы закручивается внутрь, например, как при изготовлении евробукле-тов);
  • «оконная» или «алтарная» (внешние части листа сгибаются по направлению друг к другу, похоже на ставни окна).

Оборудование типографии «Акцент» может одновременно выполнять до 6 параллельных и 2 взаимно-перпендикулярных фальца и позволяет изготавливать все основные варианты сфальцованных изделий.
Основное ограничение данного способа послепечатной обработки в автоматическом вари-анте — это диапазон применяемых бумаг, который ограничен плотностью (граммажом) 170 г/м2. Более плотные материалы необходимо предварительно подготавливать к фальцовке — биго-вать, иначе это чревато разрушением бумаги в месте сгиба и, соответственно, напечатанного на нем изображения (надломы, белые морщины).

Биговка

С ростом толщины и плотности бумаги возрастает ее жесткость и сопротивляемость на изгиб. Согнуть такой лист без разрушения поверхности материала становится проблематично. Заломы и морщины в месте сгиба как на белой, так и на запечатанной поверхности портят впечатление от готовой продукции.

Решить данную проблему помогает биговка, снижающая жесткость бумаги в месте будущего сгиба, который получается аккуратный, с ровными гранями. Биговка — это нанесение канавок на плотной бумаге или картоне в месте будущего сгиба. Бигуют материалы плотностью от 170 г/м2.

Биговка применяется при изготовлении открыток, папок, коробок, пакетов, обложек брошюр и других изделий.

Если изделие необходимо вырубить и отбиговать, то эти операции выполняются одновременно посредством специальной оснастки — вырубного штампа.

Скрепление на скрепку

Скрепление на скрепку (шитье проволокой) — один из самых распространенных видов соединения отдельных листов издания в готовую брошюру. Этот способ очень распространен в силу его дешевизны, высокой производительности и отработанности технологии.

Процесс изготовления издания на скрепке состоит из подбора отдельных листов-разворотов, их складывания пополам и шитья проволочными скобами по сгибу. Сшитые брошюры затем подрезаются по переднему краю, чтобы устранить «лесенку» из листов, образующуюся после сгибания.

Как правило, при малых тиражах или изделий нестандартных форм эти операции выполняются вручную. На автоматических линиях, где выполняются все этапы изготовления — от подбора до обрезки брошюры, выполняются работы со средними и большими тиражами. Количество скоб при этом определяется только форматом издания и варьируется обычно от 1 до 3-4х.

Можно ставить особый вид скрепки — файловую. Ее спинка имеет изгиб-петлю, позволяющую подшивать готовую брошюру в папку-скоросшиватель.

Как и все другие способы скрепления, шитье проволокой имеет свои ограничения. При верстке издания необходимо следить за тем, чтобы количество полос всегда было кратно четырем, т.е. количеству полос, размещаемом на одном элементе изделия (листе-развороте). Кроме этого, пределом для данного вида скрепления является объем издания, который рекомендуется делать не более 80 страниц бумаги обычной толщины (типа офисной 80 г/м2). Объясняется это тем, что с ростом числа сшиваемых листов увеличивается разница толщины брошюры в месте размещения скоб и на противоположном (переднем) крае. Брошюра приобретает тенденцию к раскрытию, в свободном состоянии имеет не плоский, а вогнутый вид. Даже прессование (обжим) готовых изделий не полностью нивелирует эти эффекты.

Улучшить внешний вид брошюры, соединенной скрепками, помогает операция квадрачения корешка.

Квадрачение корешка блока

Улучшить презентабельность изданий, сшитых на скрепку, помогает операция квадрачения корешка блока, которая реализована в уникальном оборудовании, установленном в типографии «Акцент» в апреле 2017 г. Квадрачение — это придание корешку брошюры, сшитой проволокой, прямоугольного вида, аналогичного виду корешка склеенного издания. Кроме того, изделие приобретает плоский вид и тем самым устраняется основной недостаток скрепочных изделий (особенно большого объема) — вогнутый вид. При этом раскрываемость издания остается на уровне скрепочного, т.е. выше, чем у КБС способа. В то же время, квадрачение — это более экономичный, по сравнению с КБС, вариант изготовления.

Полученная в результате данной операции форма корешка позволяет размещать на ней различную информацию. Таким образом поверхность обложки используется максимально эффективно.

В ходе квадрачения скрепленная скобами брошюра зажимается, а ее сгиб подвергается формующему воздействию специального ролика. Само издание при этом не повреждается.

Таким образом можно обрабатывать брошюры толщиной до 6,5 мм.

Склейка

Склейка — это один из старейших и, пожалуй, самых популярных способов послепечатной отделки полиграфической продукции. Это объясняется его дешевизной, широкими возможностями, большим выбором клеев для различных целей, высокой прочностью и долговечностью.

Большинство изделий, состоящих из более чем одной детали, могут быть изготовлены путем склеивания:

  • брошюры, книги, каталоги;
  • папки, коробки;
  • воблеры, шелфтокеры и другие POS-материалы;
  • самокопирующиеся бланки;
  • блокноты, кубарики

и многое другое.

Склейку можно осуществлять ручным и автоматическим способом. Ручной способ не такой производительный как автоматический, но зато позволяет изготавливать изделия любой сложности. Также он более экономически выгоден при малых тиражах продукции. Ручная склейка производится чаще всего клеем ПВА или аналогичным, требующим несколько часов для полной сушки.

Автоматический способ называется КБС — клеевое бесшвейное скрепление. В зависимости от вида применяемого клея КБС имеет разновидности: термоклеевое скрепление и ПУР-клеевое скрепление. Данный способ применяется при изготовлении издательской продукции — брошюр, книг и, реже, блоков для записей с отрывной перфорацией листов.

Термоклеевое скрепление

При термоклеевом скреплении в специальной машине на корешок издания (торец блока со стороны внутреннего поля страницы) наносится тонкий равномерный слой расплавленного клея и к нему приклеивается обложка. Склеенный блок обжимается и поступает на выводной транспортер. За несколько минут клей расплав остывает и переходит в твердое состояние. Склеенные брошюры могут практически сразу поступать на дальнейшую обработку.

Достоинствами данного способа являются:

  • высокая производительность;
  • отличная прочность скрепления на большом диапазоне бумаг;
  • возможность приклеивать обложку к предварительно сшитым нитками блокам.

Однако существуют и свои ограничения:

  • невысокая прочность и долговечность брошюр, напечатанных на мелованной бумаге 130 г/м2 и выше;
  • за счет жесткого слоя клея на корешке раскрываемость книг, склеенных таким способом, ниже, чем у ПУР-клея и шитья нитками;
  • из-за невысокой раскрываемости внутреннее поле страниц издания нужно делать не меньше определенной величины (15 мм).

ПУР-клеевое скрепление

Принципиально способ склеивания книг на пур-клеевом оборудовании не отличается от такового для термоклея. Отличается только природа используемого клея.

ПУР-клей — полиуретановый реактивный — наносится в расплавленном виде. Но для затвердевания этого клея недостаточно одного остывания. Этот процесс завершается в ходе химической реакции полимеризации во взаимодействии с кислородом воздуха.

Данный вид клея позволяет решить главную проблему термоклеевого скрепления — низкую прочность и долговечность брошюр, напечатанных на плотных бумагах. Кроме того, ПУР-клей соединяет даже ламинированные и лакированные материалы.

Другое несомненное достоинство ПУР-клея — это хорошая раскрываемость склееных изданий за счет того, что высохший клей остается эластичным. Таким образом, ПУР-клей становится во многих случаях отличной альтернативой шитья нитками.
К основным недостаткам ПУР-клея относится необходимость его сушки (не менее суток) перед тем, как передавать издания на дальнейшие послепечатные операции — резку и упаковку.

Ламинирование

Ламинирование — это склейка полимерной пленки с бумажным листом (как запечатанным, так и не запечатанным), осуществляемая в машине — ламинаторе под воздействием температуры и давления. При нагреве термоклей, нанесенный на оборотную сторону пленки, расплавляется и склеивает ее с бумагой.

Ламинирование преследует следующие цели:

  • повысить эстетическую привлекательность продукции. Насыщенность и контраст напечатанных красок повышаются под слоем прозрачной пленки. Существует широкая гамма видов пленок для различных целей: матовые и глянцевые, прозрачные и цветные, голографические (с радужным отливом) и с 3D-эффектом, гладкие и тисненые, с эффектом шелковой поверхности (Soft Touch);
  • повысить долговечность, прочность поверхности продукции: слой пленки придает листу большую жесткость и прочность, защищает напечатанный оттиск от истирания в процессе транспортировки и использования.

Поэтому ламинирование применяется при производстве самого широкого спектра продукции: обложек книг и брошюр, упаковка, папки, пакеты, бирки, визитки, POS-материалы и многих других рекламных материалов.

Однако не все материалы можно ламинировать: например, бумагу плотностью менее 150 г/м2 и полимерные материалы, которые при нагреве разрушаются.

Тиснение

Тиснение — это создание на поверхности оттиска или незапечатанного материала рельефного изображения вместе с переносом фольги или без него.

При этом используется носитель изображения — штамп (клише), который под воздействием температуры и давления оставляет на поверхности материала оттиск. Для тиснения может применяться как ручное, так и автоматическое оборудование.

Главная цель тиснения — повысить эстетические свойства изделия за счет оптических эффектов. Чаще всего используется при производстве обложек каталогов, открыток, элитной упаковки, пакетов, визиток и другой рекламной продукции.

Различают следующие виды тиснения:

  • блинтовое — представляет собой плоский вдавленный след без фольги;
  • тиснение фольгой — разновидность блинтового, при котором на оттиск переносится фольга — металлизированная (под серебро или золото), цветная, голографическая. Фольга имеет наивысший блеск, превосходящий блеск металлизированных красок.
  • конгревное — выпуклое — рельефный след, может сочетаться с тиснением фольгой, выборочным лакированием. Образуемый рельеф может быть одноуровневым и многоуровневым. Таким образом можно выделять какие-либо элементы изображения, например, логотип или название.

В случае конгревного тиснения дополнительно изготавливается контрштамп. Также оно может осуществляться без нагрева штампа. Фольгой допустимо тиснить по УФ-лаку и ламинату. Контраст тисненого изображения еще больше повышается.

Все технологии