Как «попасть точно в цвет» при печати серого цвета
08 апреля 2021
Одной из главных задач полиграфии остается получение предсказуемого цветовоспроизведения. Это еще называется попасть в цвет при печати, добившись совпадения начального замысла с конечным результатом на оттиске. Попробуем разобраться в некоторых особенностях печати серого цвета.
Для современного общества цвет — важная форма коммуникации, это способ символизировать мысли и идеи, поэтому большинство дизайнеров и брендов используют язык цвета для взаимодействия и связи с потребителем.
Как избежать проблем с цветом: советы дизайнеру
Пожалуй, единого решения проблем с цветом не существует. Однако есть общее направление, которое поможет избежать грубых ошибок еще на этапе допечатной подготовки макета.
- Макеты для печати необходимо изначально готовить в CMYK с разрешением 300 dpi, или же перевести все файлы в CMYK перед отправкой макета — этот формат предотвращает искажение цвета после попадания на бумагу. Подобное требование обусловлено технической организацией процесса офсетной печати. То, что мы видим на бумаге, создается отраженным цветом. Офсетная печать — это наложение четырех прозрачных красок: голубой (cyan), пурпурной (magenta), желтой (yellow) и ключевого цвета (key) — чаще всего это черный цвет. При нанесении изображения на бумагу происходит поэтапная проработка рисунка разными цветовыми пластинами.
- В CMYK важно процентное соотношение цветов. Самый сочный цвет получается, если одной из красок 100%. Но суммарное количество краски в макете не должно превышать 300%. Это важно.
- Нельзя упускать из вида впитывающие свойства бумаги и прозрачность красок, если в макете планируются сплошные заливки. Составной цвет здесь будет единственно возможным решением. Исключение составляют слишком мелкие элементы — текст, например. При поэтапном прогоне лист бумаги может смещаться и растягиваться на некоторые незначительные расстояния, и как раз на границах мелких элементов могут быть заметны смещения красок.
Цветоделение и баланс по серому: ключевые моменты
Более подробно рассмотрим цветоделение и баланс по серому. Серым балансом (gray balance) называются пропорции триадных красок, которые при смешивании дают в печати нейтральный цвет. Эти пропорции служат неким «средним» значением и подходят далеко не для всех печатных красок и бумаг и параметров растискивания и условий печати в целом. Ни для кого не секрет, что процесс печати сопровождается уходом цвета в ту или иную сторону относительно начальных значений.
Именно поэтому схема цветоделения, которая подразумевает использование трех красок CMY, практически никогда не используется. Вместо этого при цветоделении применяется частичное или полное замещение серой компоненты CMY-красок черной краской, которая в печати будет нейтральной.
Одним из наиболее трудных для воспроизведения обычно оказывается именно составной серый цвет. Предположим, что мы печатаем какое-либо изображение, которое содержит большие области нейтрального серого цвета, составным серым цветом, то есть некой комбинацией красок cyan/magenta/yellow/black.
Очевидно, что в случае больших отклонений по растискиванию изображение после наложения всех красок уже не будет серым.
Схема цветоделения GCR (Gray Component Replacement) одна из наиболее применимых на практике и подразумевает частичную или полную замену серой компоненты цвета изображения на единственную черную краску. Например, на участках изображения, содержащих плотности цвета 10/7/7/0 в Cyan/Magenta/Yellow/Black соответственно. Очевидно, что при полной замене серой компоненты на идентичное по цвету количество черной краски цвет будет вести себя более стабильности при печати. Чтобы исключить сопутствующую проблему — возможное появление серых «дыр»в нейтральных тенях из-за сильного вычитания красок CMY, когда из-под черной краски могут появляться серые «дыры», — лучше применить схему цветоделения, где идет управление уровнем генерации черной краски. Так возможно регулировать вычитание триады из под композитного черного или серого цвета.
Составной или композитный серый цвет один из наиболее трудных для воспроизведения.
Таким образом, при печати изображений, где большая часть рисунка содержит нейтральные или околонейтральные области, следует применять большую степень генерации черной краски, как на оригинальном изображении выше.
Это позволит изображениям выглядеть в печати более стабильно даже в том случае, если отклонения по разным краскам в печати — по плотностям, растискиванию и колористике — будут весьма значительными. Например:
В рамках Adobe Photoshop существуют несколько стандартных схем цветоделения, и генерации черной краски в частности. По умолчанию стоит Medium — это значит, что черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 20% и выше. Есть и Heavy, когда черная краска будет присутствовать в участках изображения, где плотность «серой компоненты» от 10% и выше. И применяя схему цветоделения GCR/Heavy, мы можем получить более стабильный вариант цвета изображения, который получается лучше при печати даже в самых плохих условиях. Сравните:
Вместо заключения
Итак, мы рассказали, как на стадии допечатной подготовки изображений можно максимально приблизиться к попаданию в цвет. О том, как важно готовить макеты на откалиброванных профессион альных компьютерах, потому что что в CMYK важную роль играет соотношение красок, а не то, как мы видим на мониторе. Безусловно, для более предсказуемого результата необходима цветобпроба, она сокращает риски. Мы советуем делать ее во всех случаях, когда есть сомнения.
Хотя 100% гарантии не даст ни цветопроба, ни даже краски Pantone. В последнем случае можно ошибиться с толщиной слоя и тоже получить другой оттенок. Важно не упускать из виду свойства и особенности бумаги, на которой планируется печать. В действительности же процесс получения нужного оттенка — это всегда комбинаций очень многих составляющих, начиная с опыта квалификации и печатника и настроек конкретной печатной машины, и заканчивая краской, увлажнением и бумагой.